Пушные аукционы

В международном пушном бизнесе более 95% невыделанной пушнины реализуется через аукционы. Аукцион наиболее точно учитывает рыночный спрос, предложение на пушнину и формирует справедливую цену на товар.

Главное отличие обычных аукционов от пушных заключается в том, что последним необходимо создавать и содержать определенную инфраструктуру.

Не считая высококвалифицированного персонала, который должен уметь работать с пушниной, инфраструктура представляет собой:

  • склады-холодильники, где хранится пушнина;
  • специальное оборудование для сортировки пушно-мехового товара;
  • помещения, где проводится осмотр товара и торги.

В мире существуют четыре основных аукциона по продаже пушнины:

АК Союзпушнина (Россия), Kopenhagen Fur (Дания), Saga Fur (Финляндия), Fur Harvesters Auction (Канада).

Подготовка пушного аукциона походит в несколько этапов:

Первый этап

Первый этап начинается за несколько месяцев до предстоящего аукциона. Поставщики товара, желающие реализовать его на аукционе, доставляют его на склад аукционной компании. Специалисты аукциона производят сортировку и подборку товара по возможно однородным качественным признакам. Отсортированный товар разбивается на партии - лоты. Каждый лот составляется из однородного по качеству товара. Затем каждому лоту присваивается номер, под которым он заносится в каталог аукциона с указанием сорта и количества единиц товара в данном лоте. Похожие по качественным показателям лоты обычно идут рядом, образуя ряды – стринги. Из каждого лота или стринга берется образец (шоу-лот), который по всем качественным признакам должен соответствовать товару, находящемуся в данном лоте или стринге. Продажа товара на аукционных торгах проходит по каталогу согласно нумерации.

Одновременно с подготовкой лотов и образцов подготавливается каталог, в котором содержится перечень всех лотов, предлагаемых к продаже на аукционе. В каталоге публикуется следующая информация:

  • оглавление с обозначением общего количества различных видов пушнины;
  • условия аукционной продажи, где указан порядок осмотра товаров, порядок продаж и фиксации цен, порядок заключения контрактов и т.д.;
  • дата открытия аукциона и его продолжительность;
  • место проведения аукциона;
  • время, установленное для осмотра товаров и время проведения торгов;
  • последний день платежа за приобретенные товары (промпт-дэй)

Постоянным и потенциальным покупателям аукционные компании высылают информацию об ориентировочном ассортименте и количестве товаров, выставляемых на аукционе.

Второй этап

Второй этап – это осмотр товаров покупателями. Осмотр обычно начинается за 3-5 дней до открытия торгов. Предварительный осмотр товара является обязательным, поскольку по условиям аукционного торга, претензии в случае обнаружения дефектов (кроме скрытых) после покупки не принимаются. Осмотр товаров проводится в специальных помещениях, где размещаются отобранные шоу-лоты. Покупатели внимательно их осматривают и делают в каталоге отметки о понравившихся лотах и цене, которую они могли бы заплатить. По желанию покупатель может ознакомиться не только с образцами, но и со всеми лотами в стринге.

Третий этап

Третий этап проведения аукциона – это аукционный торг.

Открывается он в заранее назначенный день, час и проводится обычно в специальном аукционном зале. Зал сконструирован таким образом, что с одной стороны президиум, где располагаются аукционист с помощниками, а с другой стороны сидят покупатели. Это позволяет аукционисту и покупателям хорошо видеть друг друга. Перед покупателем заранее устанавливается номер, под которым он зарегистрирован на данном аукционе. Помимо этого в зале устанавливаются экраны, где обычно отображаются порядковый номер предлагаемого к продаже лота, наименование товара, номер страницы в каталоге и цена последнего проданного лота.

Аукционист ведет торги, а помощники следят за покупателями, чтобы отмечать, кто именно предлагает цену за тот или иной лот.

Торги на международных пушных аукционах ведутся на английском языке. Аукционист объявляет номер лота, предлагаемого к продаже, и называет стартовую цену, которая обычно является примерной рыночной ценой. Поднимая руки, покупатели называют свою цену, и аукционист продолжает ее увеличивать, пока заявки не перестают поступать, после чего лот отходит покупателю, назвавшему наивысшую цену.

Если несколько покупателей одновременно предложили одну и ту же цену и не согласны ее повышать, право решения, кому отойдет спорный лот, остается за аукционистом. При этом учитывается, что покупателю, купившему первый лот в стринге и желающему приобрести по той же цене другие лоты из данной партии, отдается предпочтение перед другими покупателями.

Бывают еще спорные ситуации, когда практически одновременно покупатели подали «знак» (кивок головы, выкрик – «да», поднятие руки) о покупке лота, в этой ситуации помощники могут подсказать, кто проголосовал за лот оперативнее.

В случае если на лот нет спроса, то есть никто из покупателей не проявляет интереса к данному товару, то аукционист постепенно снижает цену до определенного установленного лимита, после чего лот снимается с торгов. Повышение либо понижение цены идет согласно установленным интервалам – бидам.

Продолжительность торгов зависит от количества предложенного товара, скорости реакции покупателей, от профессионализма участников торгов и харизмы аукциониста.

В конце торгов покупателя Топ-Лота поздравляют с приобретением самого лучшего лота и вручают именной диплом.

Четвертый этап

Четвертый заключительный этап состоит в оформлении аукционной сделки и сдаче (отгрузке) товара покупателю.

Во время аукциона или на следующий день администрация аукциона вручает покупателю брокерскую справку, где указаны все лоты, что он приобрел. Далее покупатель заполняет инструкцию на отгрузку.

На основании инструкции на отгрузку выписывается счет, который оплачивается покупателем через заранее согласованные банки.