Бонитировка клеточного соболя

5 ноября 2020

В конце октября наш эксперт Светлана Баринова, начальник отдела пушно-меховых товаров, посетила звероводческое хозяйство «Савватьево», где на тот момент проходила бонитировка соболя. Мы расспросили нашу коллегу о том, как проходит бонитировка соболя, о ее впечатлениях от процесса.

Светлана Витальевна, расскажите, что такое бонитировка? 

По сути, бонитировка нужна для того чтобы определить качество меха, оценить телосложение и здоровье пушного зверя. Если быть по-книжному точным, то это процесс оценки качества опушения, телосложения и развития пушного зверя.

Для племенного разведения - это основополагающий момент, потому что именно при бонитировке отбирается молодняк на племя. Можно сказать, что это будущее хозяйства. Специалисты отбирают соболей по самым лучшим характеристикам для размножения, чтобы усилить племенное поголовье.  

Обычно,  бонитировка проходит осенью, в конце октября, практически перед забоем. После бонитировки лучший молодняк включают в племенное стадо.

По каким характеристикам происходит отбор?

Существует бонитировочная шкала, по которой определяют вес, размер, крепость костяка, телосложение, опушение, цвет и пышность меха.

Сначала соболю присваивается «класс»:

  • Класс «Экстра» или «Элита» – у такого зверька обычно черная ость, темно-голубая, «аспидная» подпушь;
  • Первый класс – у зверька имеется буроватость в цвете;
  • Второй класс – у зверька явное  высветление подпуши, она тёмно - коричневая;
  • Третий класс – у зверька светло - коричневый окрас;

Сейчас в зверохозяйствах применяется классическая бонитировка и качество окраса зверя оценивается по следующим показателям: общая окраска, окраска подпуши, пышность меха,  мягкость меха, качество опушения, наличие и размер горлового пятна, седина. Раньше темные и черные соболя пользовались наибольшим спросом. Но в последнее время мы наблюдаем повышение интереса  к так называемому «дикому» типу соболя, светлому по цвету. На мой взгляд, это веяние моды.

Также одна из важнейших  характеристик бонитировки  - пышность и мягкость меха. Она делится на несколько категорий:

  • Особо пышный;
  • Пышный;
  • Средне пышный;
  • Плоский;
  • Шелковистый;
  • Мягкий;
  • Грубоватый;

Когда смотришь на зверя, то по внешнему виду оцениваешь  насколько у него пышный мех и богатая, хорошо «набитая» подпушь. Качество меха при бонитировке оценивается по 5-ти балльной шкале. «Пятерка» ставится за высшее качество меха у соболя, «четверка» тоже считается неплохой оценкой, и зверь даже может допускаться до племенного дела.

Помимо визуальной оценки качества меха есть еще и работа с производственными журналами.

В каждом зверохозяйстве есть  база данных по всем зверям, по каждой голове. Раньше это были специальные производственные журналы, бонитировочные ведомости, племенные карточки зверей, сейчас – компьютерные программы, где собраны все данные о животном: мать, отец, какими болезнями болели, сколько самок крыл самец, какой выход щенков был у самки и т.д.

Благодаря этим данным создаются трафаретки для каждого животного с индивидуальным номером, где в цифровой форме зашифрована вся информация по данному зверю. Такие трафаретки висят над каждой клеткой и дают возможность в любой момент специалисту просмотреть данные по конкретному зверю, не покидая шеда.

Таким образом, база данных помогает быстро произвести первичный отбор перспективного молодняка для разведения.

В целом, я считаю, что посещение зверохозяйств специалистами Аукционной компании значительно расширяет кругозор и профессиональные навыки, когда ты видишь весь процесс от рождения и до «шкурки в лоте», обращаешь внимание на качество бонитировки в хозяйстве и сравниваешь с товароведческими характеристиками при сортировке шкурок для продажи на аукционах. Это полезный и взаимовыгодный обмен информацией и опытом для обеих сторон.

 

Смотреть все